Традиционные игры

Игры можно тематически разделить на обрядовые, подвижные, сидячие, с припевками.. и т.д.

Практически каждой игре, в которую мы стараемся вовлечь ребят, соответствует свой музыкальный напев. Постараюсь выкладывать и нотный материал.

Для начала предложу игру, которая очень нравится ребятам (и, что самое интересное, никто не обижается!). Из этой игры легко перейти в хороводную, или игру по парам.

"Люб ли сосед?"

Выбирают ведущего (у нас это взрослый). Остальные садятся кругом (или стоят). Ведущий подходит по очереди к каждому из сидящих и спрашивает: "Люб ли сосед?", показывая на того, кто сидит впереди. Каждый отвечает на этот вопрос по своему усмотрению: люб или нелюб. Если кто-то скажет: "Нелюб", то его спрашивают: "А кого тебе надь подать?" Он называет по имени кого-либо из круга. Названный встает и садится на место того, кто "нелюб", а тот переходит на его место. Теперь ведущий спрашивает у пересевшего игрока "Люб ли сосед?" И так игра продолжается, пока все не рассядутся с теми, с кем хотелось бы сидеть.

     По ходу игры могут выбрать и ведущего: "Мне надо тебя!". Тогда ведущий меняется местами с тем, кто сидит впереди. Новый ведущий начинает свой "опрос" со старого ведущего, чтобы никого не пропустить. (16.11.08)

 

"К вам барыня пришла"

Наверняка, многие помнят из детства эту игру!

Выбирают ведущего, все остальные сидят. Он подходит к каждому и спрашивает:

К вам барыня пришла, голик да веник принесла,

Велела не смеяться и не улыбаться.

"Да" и "нет" не говорить, "Эр" не выговаривать.

Вы поедете на бал?

На вопросы ведущего нужно отвечать быстро и без запинок. Кто из участников ошибается, отдает ведущему фант. Тот складывает в шапку фанты, отворачивается, а кто-нибудь у него спрашивает: "Что сделать этому фанту?". Ведущий придумывает какие-либо задания, после выполнения которых фанты возвращаются хозяевам.

 

"Дедушка-сапожник" (Жмурки)

Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Все остальные встают вокруг него, начинается диалог:

Дети. Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!

Сапожник. Погодите, деточки, потерял очки.

Дети(подходя ближе). Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь?

Сапожник. Три рубля с полтиной, пятачок и грош.

Дети. Дедушка-сапожник, ты с ума сошел!

Сапожник. Погодите, деточки, я очки нашел! (потирая руки)

"Дедушка" с завязанными глазами ловит детей. Заранее договариваются, что прятаться и убегать очень далеко нельзя. Если кто-нибудь пойман, "дедушка" наощупь угадывает, кто это. Теперь пойманый становится "дедушкой-сапожником", и игра продолжается.

 

"Чив-чив-чив", воробушек!

По считалке выбирают водящего ("воробушка"). Все играющие придумывают для себя названия какого-либо дерева или цветка: тополь, береза, дуб, клен, калина, малина, роза и т.д. Каждый громко называет себя, так как эти названия нужно запомнить. (Больше 15 игроков — уже тяжело, хотя… Наверняка, это способствует развитию памяти!). Все, кроме водящего, садятся на стулья в круг. В центре круга ставят стул: это "столбичек", на который и садится водящий — "воробушек". Он сидит "на столбичке" и поет. Остальные играющие могут подпевать.

(проблема с выкладыванием нот, но я стараюсь! В принципе, можно речитативом проговаривать эти слова…)

Чив-чив-чив, воробушек

Сидел-сидел на столбичке,

Слетел-слетел воробушек на малину!

Тот, кто назвался "малиной", должен быстро подхватить песенку:

Чив-чив-чив, воробушек

Сидел-сидел на столбичке.

Слетел-слетел воробушек на березку!

Это продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не споет "на столбичек"! Как только прозвучали эти слова, все игроки должны быстро сменить свои места, в том числе и водящий. Только "столбичек" занимать нельзя.

Тот, кто останется без места, становится водящим. Он садится на "столбичек", и игра продолжается. Чтобы интереснее было играть, можно каждый раз при смене водящего менять и названия растений.

"Царь-горох"

По считалке выбирается Царь-горох. Он садится на стул повыше (трон), на голову ему можно надеть корону, но это необязательно. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие они будут показывать. Желательно загадывать сложные действия, например: как едут в автобусе, как играют в футбол, как отвечают у доски, как пасут коров. Договорившись, играющие подходят к Царю-гороху и поют песенку. Затем все вместе показывают, Царь-горох отгадывает, и называет действие. Если угадал — все разбегаются, а Царь-горох их ловит. Пойманный становится Царем-горохом. Если не отгадал — действие повторяется, пока Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же.

Царь-горох, царь-горох ахи-ох, ахи-ох

Отгадать тебе пора что мы делали вчера.

 

"Полено"

Для этой игры нужно взять полено высотой около полуметра. Оно должно быть неустойчивым, еле-еле стоять. Полено ставится в середину. Все берутся за руки, становятся в круг и поют любую частушку. кто-нибудь из играющих кричит: "Сбивай!". Не расцепляя рук, каждый толкает соседа на полено, но сам при этом старается не задеть его. кто сбил полено, тот выходит. Играют на победителя. В игре могут участвовать как мальчики, так и девочки.

"Вышибала"

Игра с третьим лишним. Для нее необходимо, чтобы были парни. Все становятся парами, девушка с правой стороны от парня. Пары идут медленно по кругу. Третий лишний — парень идет в обратную сторону за кругом, выбирает девушку, которая ему нравится. В той паре, где ему нравится девушка, он выталкивает парня в центр круга. А сам встает на его место. Кого вытолкнули — становится третьим лишним. Игра продолжается. (Она рассчитана на подростков и молодежь). Играть можно под частушки.

"Моргалки"

Все становятся парами лицом в центр. Один из играющих стоит без пары (третий лишний). Те, кто стоят во внешнем кругу, держат руки за спиной, а у тех, кто во внутреннем — руки свободно опущены. Все внимательно смотрят на того, кто стоит без пары (третьего лишнего). Он обводит взглядом всех участников и моргает кому-нибудь из внутреннего круга. Тот, кому моргнули, должен броситься и встать перед третьим лишним. Стоящий за ним должен успеть схватить того, кому моргнули. Если удалось схватить, игра продолжается, и третий лишний моргает кому-нибудь другому. Если все же удалось убежать, то третьим лишним становится оставшийся без пары. Теперь его очередь моргать.

This entry was posted in Школа материнской культуры. Bookmark the permalink.

Comments are closed.